Летоописание истории школы
РусскийРусскийБеларускаяDeutsch

    Instagram-аккаунт летописи школы

    Первые документальные сведения о времени возникновения в Минске учебного заведения № 37 имеются в «Отчёте о состоянии и работе 22-ой советской школы» за 1924/25 учебный год. В материалах дела указывается, что данное учебное заведение, расположенное на улице Лекерта в доме № 8, переименовывалось несколько раз: в 1903 году было открыто Министерством народного просвещения Российской империи под названием 5-го приходского женского училища, в 1917 году переименовано из 9-го низшего начального училища в 9-ую школу, в 1920 году – в 37-ую школу, в 1922 году – в 22-ую школу. Архивные документы неоднократно указывают, что 22-ая – это бывшая 37-ая школа.

    Несмотря на то, что за такой малый отрезок времени школа несколько раз меняла порядковый номер и статус, практически не менялся её педагогический состав. Шкрабы – так называли в то время учителей – школьных работников – Меделяновская Ксения Антоновна, учитель ручного труда, работала в школе с 1904 года, Миткевич Софья Михайловна, впоследствии заведующая школой – с 1912 года, Родштейн Евгения Ивановна – с 1914 года, Курило Ирина Степановна, сторож – с 1915 года, Зданович Мария Михайловна – с 1917 года (Личный состав работников школы. 1922/23 уч. г.). Месторасположение учебного заведения оставалось прежним – улица Нижняя Ляховка, которая при Советской власти была переименована в улицу Лекерта.

    После Октябрьской революции Советской власти приходилось решать и вопросы, связанные с организацией народного образования. Положения декрета ВЦИК РСФСР «О единой трудовой школе» от 30 сентября 1918 года стали распространяться и на БССР. Это означало, что упразднялись все типы учреждений образования, за исключением высших учебных заведений. Учреждения образования получали новое название «единая трудовая школа» и передавались в ведение Народного комиссариата просвещения. Обучение в школах 1 и 2 ступени стало бесплатным, обязательным, политехническим и совместным для всех детей школьного возраста.

    Большинство учебных заведений не имело постоянных помещений и размещалось в наёмных зданиях. Так, для 9-го низшего училища, которое вскоре станет 9-ой советской школой 1-ой ступени и 37-ой школой 1-ой ступени, помещение внаём сдавала семья Френкель.

    Учреждения образования находились в тяжёлом положении. Из приказа по Минскому Отделу народного образования: «Большинство лиц, заполнявших анкетные листы, называют школьные помещения холодными и серыми. Теснота и неудобство размещения комнат представляют обычное явление Единственной системой вентиляции служат обыкновенные оконные форточки. Столь же примитивно и устройство отхожих мест, за редким исключением, холодных и неблагополучных Школьная мебель, классные принадлежности и даже библиотека не спаслись от разорения и расхищения». Только в некоторых школах для учащихся выдавались холодные завтраки, «состоящие из куска хлеба с 1) селёдкой; 2) колбасой или 3) вареной рыбой. В тех школах, где есть возможность приготовить, выдают чай или кофе. Если ученик опаздывает, он лишается завтрака». Многие школы занимали помещения, ранее сдаваемые внаём. В связи с этим возникали трудности с бывшими домовладельцами. Так, заведующей 37-ой школы Миткевич С. М. угрожала бывшая домовладелица Френкель, заявляя, что «декреты и власти не вечны, будет время посчитаемся».

    В связи с нехваткой специалистов в народном хозяйстве с 1921/1922 учебного года реформируются школы 2 ступени в полные 7-летние трудовые путём добавления к ним необходимых низших классов. Поменяла свой статус и 37-ая школа: она стала семилетней. В 1921/22 учебном году в 37-ой советской семилетней школе, расположенной по адресу улица Нижняя Ляховка, дом 8, обучалось 225 учащихся (89 мальчиков и 136 девочек), обучение вели на русском языке 11 «учащих».

    Приказом № 9 Горисполкома, Наркомпроса и Горсоцвоса по Минскому Горотнаробразу от 20 февраля 1922 года был утверждён штат школы в 7 человек педагогического и 1 технического (сторожиха-уборщица) персонала, статус 37-ой школы как семилетней русско-белорусской.

    С 1 сентября 1922 года, несмотря на укрупнение школ и соответственно уменьшение их количества, 37-ая школа сохранила свой номер, о чём свидетельствует приказ по Мингорисполкому от 5 сентября 1922 года, однако в ноябре 1922 года она уже упоминается как 22-ая.

    Происходит смена заведующего школой. На эту должность вместо Миткевич Софьи Михайловны назначается Соболевский Александр Александрович. В школе преподаются родной язык, русский язык, арифметика, география, природоведение, геометрия, история, пение, игры. Школа работает в 2 смены.

    В конце 1921–начале 1922 г. Народный комиссариат просвещения БССР вынужден был пойти на сокращение сети школ и ограничение средств на их содержание. В результате военных действий первой мировой войны, немецкой и польской интервенций, гражданской войны на территории Беларуси население Минска сократилось вдвое, что отразилось на уменьшении количества школ в городе. К началу 1922-1923 учебного года в Минске из 86 осталось 38 школ. Государственная школьная сеть была сокращена более чем наполовину, введена плата за обучение. Не хватало оборудования, мебели, учебных пособий. Действующие школы работали в несколько смен.

    Советское государство оказывало помощь общеобразовательным школам. Большое внимание уделялось ремонту школьных помещений, в том числе и 37-ой школы. Однако выделяемых средств было недостаточно. В обращении заведующего школой А. Соболевского в ГОРОНО предлагалось составить дополнительную смету на ремонт школы, так как помещение было малопригодным для занятий.

    Школа располагалась на втором этаже двухэтажного деревянного, крытого железом дома, на каменном подвале. Помещение школы состояло из трёх классных комнат, 1 учительской, 1 раздевалки, 4 коридоров, 3 передних, 1 лестничной клетки, 3 жилых комнат, 1 кухни.