Информация о музее истории школы
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 37 г. Минска»
«Школьными дорогами»

Музей истории государственного учреждения образования «Средняя школа № 37 г. Минска» краеведческого профиля «Школьными дорогами» открытпосле реконструкции 3 октября 2009 года на основании решения педагогического совета (протокол № 1 от 31.08.2009, приказ № 207 от 01.09.2009).
Количество экспонатов основного фонда – 314, научно-вспомогательного – 52. Музейные предметы, включенные в Музейный фонд Республики Беларусь, не имеются. Общая площадь музейного помещения: 54 кв. м., количество комнат – 1, площадь фондохранилища – 6 кв. м. Помещение музея обеспечено системами освещения, отопления, вентиляции, противопожарной безопасности.
Руководитель музея – Лямцева Светлана Вениаминовна, учитель истории и обществоведения высшей квалификационной категории, награждена грамотами Белорусского профессионального союза работников образования и науки, нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования».
Совет музея состоит из 12 человек (педагогов и учащихся школы).
Концепция развития музея предполагает работу по двум основным направлениям: 1) расширение музейной экспозиции тематически и пространственно (за счет пополнения основного фонда новыми музейными предметами); 2) совершенствование форм работы музея (традиционных и современных с преобладанием интерактивных занятий).
Среди документов по организации деятельности музея имеются решение педсовета об открытии музея, приказ об открытии музея, приказ о назначении руководителя музея, положение о музее учреждения образования, паспорт музея, план работы музея, графики посещения музея.
Экспозиция музея состоит из 12 разделов:
Раздел I. Этапы развития школы.
Раздел II. Время становления (1903 – 1941 гг.).
Раздел III. Дорогами войны (1941 – 1945 гг.)
Тема 1. Трудные вёрсты войны.
Тема 2. Освобождение Беларуси.
Тема 3. На пути к Победе.
Тема 4. Память о войне.
Раздел IV. Биография Книги Мужества (1945 – 1948 гг.).
Тема 1. История Книги Мужества.
Тема 2. Никогда не забудем.
Тема 3. Любимая книга советских детей.
Раздел V. От семилетки к средней школе (1949 – 1954 гг.).
Раздел VI. Школа на Орловской. Продолжая традиции…(1955 – 1960-е гг.).
Раздел VII. «Как одна семья». Школьные будни и праздники
(1970-е –1987 гг.).
Раздел VIII. Символы времени.
Раздел IX. Современная история школы (1988 – 2010-е гг.)
Тема 1. С новосельем, 37-ая!
Тема 2. Наши ученики – наши учителя.
Тема 3. Школьные годы чудесные.
Тема 4. Мы гордимся тобой, школа!
Тема 5. Школе – 100 лет!
Раздел X. Прекрасное – детям!
Тема 1. Россыпи талантов.
Тема 2. В мире искусства.
Раздел XI. Слава и гордость школы.
Раздел XII. Время. События. Люди.
Экспозиция музея состоит из экспозиционных комплексов и построена на основе тематико-экспозиционного плана. Специальной особенностью экспозиционных комплексов является отражение процесса развития системы образования в г. Минске на примере 37-ой школы, основных этапов ее становления и развития, истории написания коллективной книги белорусских детей о Великой Отечественной войне и роли в этом пионеров 37-ой школы, современной истории школы. Художественное решение экспозиции направлено на формирование образного восприятия истории с помощью специального оборудования, сюжетных фотографий крупного размера, освещение потолка и подсветки экспонатов, разноуровневого размещения экспозиционного материала. В музее возможно использование аудиовизуальных и мультимедийных технических средств (телевизор, ноутбук, проектор, проигрыватель DVD-дисков). Продуманное художественное решение экспозиции помогает не только оживить историю учебного заведения, но и содействует активизации поисковой работы для дальнейшего пополнения фондов музея, помогает проведению мероприятий различного уровня и тематики.
Поисково-исследовательская деятельность музея включает работу с материалами периодической печати и научно-исследовательской литературой, встречи с педагогами, педагогами-ветеранами школы, выпускниками школы, родителями и учащимися, запись их воспоминаний, сбор предметов военной и школьной тематики для пополнения экспозиции музея, оформление результатов научно-исследовательской и поисковой работы для пополнения 17-томной Летописи учебного заведения № 37 г. Минска и экспозиции музея. За 2016 год количество экспонатов увеличилось на 9 единиц, за 2017 год – на 17 единиц.
Фонды музея включают основной и научно-вспомогательный с соответствующими книгами учета. В музее имеются книга регистрации актов, книга актов приема. На музейных предметах имеются идентификационные номера. Советом музея ведется работа по созданию электронных каталогов музейных предметов.
В экскурсионной деятельности заняты учащиеся 5 – 8-ых классов, что обеспечивает преемственность в работе музея. Каждые два года в школе проводится конкурс юных экскурсоводов среди учащихся 3–4-ых классов с награждением участников и победителей. Традиционно экскурсии в музее проводятся для первоклассников с целью знакомства со школьным музеем, периодически – обзорные и тематические экскурсии.
В музее имеются тексты обзорной и тематических экскурсий и сценарии мероприятий различной тематики, которые проводятся в соответствии с графиком мероприятий в школьном музее.
Деятельность музея популяризируется через школьный сайт и создание промопродукции. Музей истории школы «Школьными дорогами» – победитель районного и городского смотра школьных музеев в 2013 г., обладатель диплома за победу в номинации «Музей как центр патриотического воспитания» смотра-конкурса музеев боевой славы учреждений образования г. Минска, Почётной грамоты Белорусского профсоюза работников образования и науки. В 2014 году члены Совета музея приняли участие в работе II Национального музейного форума Беларуси «Музеi i грамадства: ад камунiкацыi да ўзаемадзеяння» в Гомеле и были удостоены Благодарственного письма государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» и диплома лауреата IIстепени среди музеев учреждений образования республики в номинации «Лучший музей по организации культурно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию молодёжи».