История становления и развития средней школы № 37 города Минска
Историческая справка
В списке школ города Минска от 3 мая 1921 года имеются сведения о том, что по улице Нижняя Ляховка в доме № 8 размещается 37-я советская начальная школа (НА РБ: Ф.42. О.1. Д.8. Л.7; ГАМО: Ф.322. О.1. Д.89. Л.64).
В 1922 году из начальной 37-я школа преобразуется в семилетнюю (НА РБ: Ф.42. О.1. Д.670. Ч.3. Л.251) и сохраняется после укрупнения школ в 1922/1923 учебном году (НА РБ: Ф. 42. О.1. Д.669. Л.41; ГАМО: Ф.322. О.1. Д.162. Л.69). В 1922 году 37-я школа переименовывается в 22-ю. В архивных документах указывается, что 22-я школа – это бывшая 37-я (НА РБ: Ф.42. О.1. Д.116. Ч.2. Л.154). В отчёте о состоянии и работе этой школы за 1922/1923 учебный год имеются сведения о том, что данное учебное заведение было открыто в 1903 году Министерством народного просвещения Российской империи как 5-е женское приходское училище (ГАМО: Ф.322. О.1.Д.117. Л.1), ставшее впоследствии 9-м низшим начальным училищем, в 1917 году – 9-й советской школой, в 1920 году – 37-й школой (ГАМО: Ф.322. О.1. Д.295. Л.1).
В 1932 году 37-я школа размещается в Ворошиловском районе города Минска (ГАМО: Ф.322. О.4. Д.21. Л.236), в 1935 году упоминается как 37-я сталинская средняя (ГАМО: Ф. П-1. О.10-а. Д.286. Л.4) и в «Списке абонентов Минской АТС» за 1939 год указывается её адрес – улица Танковая, дом 44. Последние сведения о довоенной истории школы относятся к 1 июня 1941 года (ГАМО: Ф. П-1. О.9-а. Д.132. Л.7).
Во время Великой Отечественной войны здание школы хорошо сохранилось (ГАМО: Ф.322. О.4. Д.9. Л.87). В 1945 году 37-я школа действует как семилетняя мужская белорусская (НА РБ: Ф.42. О.4. Д.126. Л.185). В 1949 году из семилетней школа преобразуется в среднюю (ГАМО: Ф.6. О.4. Д.243. Л.49).
С 1955 года начинается следующий этап в истории 37-й средней школы, связанный с её перемещением на улицу Орловскую в дом № 1 (ГАМО: Ф.2631. О.1. Д. 82. Л.158).
С 1988 года школа находится в современном здании на Старовиленском тракте в доме № 30, с 1999 года имеет русский и белорусский языки обучения и общеэстетический уклон.
С 2008 года общеэстетический уклон преобразован в музыкальную направленность.
Первые документальные сведения о времени возникновения в Минске учебного заведения № 37 имеются в «Отчёте о состоянии и работе 22-й советской школы» за 1924/25 учебный год. В материалах дела указывается, что данное учебное заведение, расположенное на улице Лекерта в доме № 8, переименовывалось несколько раз: в 1903 году было открыто Министерством народного просвещения Российской империи под названием 5-го приходского женского училища, в 1917 году переименовано из 9-го низшего начального училища в 9-ю школу, в 1920 году – в 37-ю школу, в 1922 году – в 22-ю школу.
Несмотря на то, что за такой малый отрезок времени школа несколько раз меняла порядковый номер и статус, практически не менялся её педагогический состав. Шкрабы – так называли в то время учителей – школьных работников – Меделяновская Ксения Антоновна, учитель ручного труда, работала в школе с 1904 года, Миткевич Софья Михайловна, впоследствии заведующая школой – с 1912 года, Родштейн Евгения Ивановна – с 1914 года, Курило Ирина Степановна, сторож – с 1915 года, Зданович Мария Михайловна – с 1917 года. Месторасположение учебного заведения оставалось прежним – улица Нижняя Ляховка, которая при Советской власти была переименована в улицу Лекерта.
В начале 1918 года в составе исполкома Минского городского Совета был создан отдел народного образования. С января 1918 года началась подготовка учителей на специальных курсах, прерванная в связи с немецкой оккупацией Минска и возобновлённая в марте 1919 года. Тогда же положения декрета ВЦИК РСФСР «О единой трудовой школе» стали распространяться и на БССР. Это означало, что упразднялись все типы учреждений образования, за исключением высших учебных заведений. Учреждения образования получали новое название «единая трудовая школа» и передавались в ведение Народного комиссариата просвещения. Обучение в школах 1 и 2 ступени стало бесплатным, обязательным, политехническим и совместным для всех детей школьного возраста. Создавался новый тип школы, состоявшей из двух ступеней: 1 ступень – для детей от 8 до 13 лет с пятилетним сроком обучения и 2 ступень – для детей от 13 до 17 лет с четырёхлетним сроком обучения. 37-я советская школа относилась к школам 1-й ступени.
Большинство учебных заведений не имело постоянных помещений и размещалось в наёмных зданиях. Так, для 9-го низшего училища, которое вскоре станет 9-й советской школой 1-й ступени и 37-й школой 1-й ступени, помещение внаём сдавала семья Френкель.
В связи с нехваткой специалистов в народном хозяйстве с 1921/1922 учебного года реформируются школы 2 ступени, реорганизованные из бывших высших начальных училищ, в полные 7-летние трудовые путём добавления к ним необходимых низших классов. Для этой цели они объединяются с неполными школами 1 ступени (1 – 4 группы). К полным школам 1 ступени присоединяются 2 младшие группы 2 ступени, реорганизованные из бывших средних учебных заведений. Таким образом, 9-летняя трудовая единая школа была заменена полифурцированной (от лат. Furkatus – разделённый, старшие классы – по уклонам) 7-летней. Поменяла свой статус и 37-я школа: она стала семилетней.
В конце 1921-начале 1922 г. Народный комиссариат просвещения БССР вынужден был пойти на сокращение сети школ и ограничение средств на их содержание. В результате военных действий первой мировой войны, немецкой и польской интервенций, гражданской войны на территории Беларуси население Минска сократилось вдвое, что отразилось на уменьшении количества школ в городе. К началу 1922-1923 учебного года в Минске из 86 осталось 38 школ.
Государственная школьная сеть была сокращена наполовину, введена плата за обучение. Не хватало оборудования, мебели, учебных пособий. Действующие школы работали в несколько смен.
Советское государство оказывало помощь общеобразовательным школам. Большое внимание уделялось ремонту школьных помещений, в том числе и 37-й школы. Однако выделяемых средств было недостаточно. В обращении заведующего школой А. Соболевского в Гороно предлагалось составить дополнительную смету на ремонт школы, так как помещение было малопригодным для занятий.
Школа располагалась на втором этаже 2-хэтажного деревянного, крытого железом дома, на каменном подвале. Помещение школы состояло из 3-х классных комнат, 1 учительской, 1 раздевалки, 4 коридоров, 3 передних, 1 лестничной клетки, 3 жилых комнат, 1 кухни.
В 1925 году школа переводится в помещение 11-го детского дома в связи с тем, что детские дома выезжают за пределы Минска, и занимает своё прежнее здание и здание детского дома по адресу Подгорный переулок, дом 8. Увеличивается количество учеников до 260 человек.
Следующее упоминание о 37-й школе относится к 1932 году. В справке, выданной Болотиной Ревекке Ильиничне заведующим Ворошиловским районо г. Минска Либо, указывается, что Болотина Р. И. работала в 37-й школе с 1932 по 1934 годы.
К середине 30-х годов основным типом общеобразовательной школы стала 10-летняя общеобразовательная школа.
С 1935 г. во «вновь организованной 37-й средней сталинской школе» работал завучем и преподавателем Березовский М.К., с 1939 г. – учителем, а с 1940 г. – директором – Сергейчик А. А. Школа размещалась по адресу улица Танковая, дом 44.
За годы немецко-фашистской оккупации был нанесён огромный урон учреждениям Министерства образования, однако здание 37-й школы не пострадало. В мае 1945 года было принято решение о предоставлении помещения школы для жилья 50-60 человек курсов республиканских пропагандистских работников при ЦК КП(б)Б. На хорошее состояние 37-й школы указывалось и в протоколе совещания директоров от 20 июня 1947 года. Школа имела статус семилетней.

После окончания Великой Отечественной войны в школе обучалось много ребят, принимавших активное участие в борьбе с фашизмом. Известный белорусский писатель Янка Мавр в 1946 году побывал в школе и встретился с десятью мальчишками, которые в годы войны находились в боевых частях или в партизанских отрядах. Лицо одного из них потрясло писателя – оно было в красно-синих шрамах. Алесь Булат – сын полка танковой части – воевал на территории Украины, горел в подбитом фашистами танке и чудом остался жив. Янка Мавр предложил ребятам составить заметку-обращение ко всем юным мстителям республики. 3 апреля 1946 года пионеры 37-й школы через газету «Пiянер Беларусi» обратились ко всем школьникам республики с предложением написать книгу об участии белорусских детей в Великой Отечественной войне. В 1948 году книга «Никогда не забудем» вышла в свет.
В 1949 году, принимая во внимание, что в районе Юбилейной площади имелась только одна белорусская мужская школа и выпускники 7-го класса этой школы были вынуждены поступать для дальнейшего обучения в 8-м классе в русские школы города, а также то, что из числа выпускников 37-й школы 34 человека подали заявления о приёме в 8-ой класс с белорусским языком преподавания, Исполнительный комитет городского совета депутатов трудящихся разрешил открыть в 37-й школе 8-е классы, установив для данной школы тип «мужская средняя белорусская школа».
Государством предпринимались новые шаги по усовершенствованию системы школьного образования. Был осуществлён переход к образованию с семилетнего возраста, введена обязательная сдача в 4-м и 7-м классах экзаменов, а в 10-м классе – экзаменов на аттестат зрелости. За успехи для лучших учеников были утверждены золотая и серебряная медали. Из послевоенных нововведений не оправдало себя раздельное обучение девочек и мальчиков, которое вскоре было отменено. В 1954 году было принято решение о введении совместного обучения в школах.
В 1954 году было принято решение о строительстве нового здания школы по улице Орловской, рассчитанного на 440 учащихся, и сдаче объекта в 1955 году.
В 1955 году в новом здании школы по улице Орловской, дом № 1 обучался 801 ученик. Школа была так переполнена, что в некоторых классах занималось более 50 человек, за партами сидели по трое, обучение велось в три смены.

Здание 37-ой школы. 1955 г.
Согласно приказу по Минскому ГОРОНО от 18 июня 1956 года в пятых классах 37-ой школы с 1955/1956 учебного года вводилось преподавание немецкого языка.
В 1958 году было положено начало проведению реформы в системе образования. Предусматривалось введение политехнического обучения. Семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, средние – в общеобразовательные одиннадцатилетние с производственным обучением. В 1958/1959 учебном году для учениц 5 – 7-х классов были введены занятия по домоводству, на которых они знакомились с кулинарией, уходом за одеждой, жилищем, вышиванием. В 1959/1960 учебном году в СШ № 37 было начато строительство учебных мастерских. В 60-е годы межшкольные мастерские обучали профессиям портного по пошиву женского и детского верхнего платья, токаря-универсала, слесаря-инструментальщика. В отчётах Минского ГОРОНО не раз отмечались успехи школы в техническом творчестве и эстетическом воспитании.
С 1964 года одиннадцатилетние школы начали переводиться в десятилетние.
В 1987 году было принято решение о строительстве для школы нового здания. Прежнее здание школы уже не соответствовало санитарно-гигиеническим и техническим нормам. В 1988 году государственная комиссия приняла новое здание школы по Старовиленскому тракту, дом № 30.

Репортаж о подготовке к новому учебному году «Здравствуй, школа!» в газете «Знамя юности» от 16 августа 1988 года.
С 1989/1990 учебного года обучение стало 11-летним, в школе был введён общеэстетический уклон, а с 1998/1999 учебного года начался переход к 12-летнему обучению.
В 2005/2006 учебном году 37-я школа имела статус «Средняя общеобразовательная с общеэстетическим уклоном» и является одной из 184 средних школ города Минска.
2009 - по настоящее время государственное учреждение образования "Средняя школа №37 г. Минска"

Здание школы. 2005 г.
|